Лед тронулся: эксперты обсудили развитие СМП и перемены в мировой логистике
В СПбГУ состоялся семинар специалистов рабочей группы «Экономика, торговля, ресурсы», на котором были рассмотрены вопросы развития судоходства, добычи редкоземельных металлов на арктическом шельфе, а также СМП, который в связи с таянием полярных льдов становится доступным не только ледоколам, но и обычным судам.
В церемонии приветствия приняли участие Хо Сынчхоль, директор корейского секретариата Форума ДРРК и руководитель рабочей группы с корейской стороны, профессор Университета Ёнсе Чхэ Ук.
В СПбГУ состоялся семинар специалистов рабочей группы «Экономика, торговля, ресурсы», на котором были рассмотрены вопросы развития судоходства, добычи редкоземельных металлов на арктическом шельфе, а также СМП, который в связи с таянием полярных льдов становится доступным не только ледоколам, но и обычным судам.
В церемонии приветствия приняли участие Хо Сынчхоль, директор корейского секретариата Форума ДРРК и руководитель рабочей группы с корейской стороны, профессор Университета Ёнсе Чхэ Ук.
Модератором 1-й сессии, посвященной вопросам развития Северного морского пути, судоходства, логистики выступил Чхэ Ук — руководитель рабочей группы «Экономика, торговля и ресурсы» с корейской стороны, профессор Университета Ёнсе.
Открыл сессию директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров. Он рассказал о платформе «Северный полюс», ставшей ключевым звеном Арктической пространственно-распределенной обсерватории, объединяющей научно-исследовательский стационар «Ледовая база «Мыс Баранова», Российский научный центр на архипелаге Шпицберген и гидрометеорологическую обсерваторию Тикси. Благодаря работе платформы, более года дрейфующей в высоких широтах Северного Ледовитого океана, наши учёные получают непрерывные актуальные данные о природной среде Арктики, которые используются не только для научных исследований, но и для обеспечения безопасной и коммерчески оправданной навигации на трассе Северного морского пути. Завершая доклад, Александр Сергеевич пригласил корейских ученых выбрать время и принять участие в работе станции.
Доктор Ли Сону — руководитель Корейско-американского совместного исследовательского центра морской логистики Корейского морского института (KMI), считает, что процесс развития СМП, полностью находящийся в юрисдикции РФ, должен происходить на ряду с интеграцией с международными транспортными коридорами параллельно с процессами цифровизации. Для круглогодичной навигации контейнерных грузов необходимо также рассматривать проекты развития внутренних водных судоходных путей по рекам Обь, Енисей и Лена.
Далее, советник Центра управления проектами НОЦ «Север» Никита Доброславский и директор Отдела исследований северных и полярных регионов Корейского морского института (KMI) Ким Омчжи говорили о перспективах сотрудничества Российской Федерации и Республики Корея в Арктике.
Сессия завершилась панельной дискуссией, на которой также выступили Ли Санчжун — секретарь рабочей группы «Экономика, торговля и ресурсы», профессор Университета Кунмин и Ирина Стрельникова — доцент Факультета мировой экономики и мировой политики, эксперт Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ.
Сессия завершилась панельной дискуссией, на которой также выступили Ли Санчжун — секретарь рабочей группы «Экономика, торговля и ресурсы», профессор Университета Кунмин и Ирина Стрельникова — доцент Факультета мировой экономики и мировой политики, эксперт Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ.
Подводя итоги 1-ой сессии, своим видением обсуждаемых вопросов поделился экс-посол Республики Корея в России Ли Сокпэ: «Слушая выступления ученых с обеих сторон, я еще раз убедился, что ни Корея, ни Россия не смогут отказаться от двусторонних отношений. Начиная с вопроса освоения космоса до освоения Арктики наше сотрудничество многогранно, и мы верны друг другу. Вопросы освоения Арктики сталкиваются с такими проблемами, которые не в силах решить все человечество. Здесь требуются выдержка, терпение — это проекты на долгосрочную перспективу».
Модераторами 2-ой сессии, посвященной вопросам добычи земельных ископаемых и грузоперевозкам выступили:
Об истории университета, методах и сроках обучения, основных и дополнительных учебных программах, онлайн-курсах и практиках на разработках нефти и газа в Арктике рассказал первый проректор по стратегическому развитию и науке САФУ Павел Марьяндышев.
Одним из основных преимуществ Северного морского пути является более быстрый провоз грузов. Вместе с тем есть и недостатки — это необходимость ледокольного сопровождения в большую часть времени года и увеличение вредных выбросов. Чон Сонёп из Корейского исследовательского Института кораблестроения и океанической инженерии (KRISO) предложил для защиты окружающей среды в Арктике вопросы использования чистого экологического топлива и сохранения всех транзитных преимуществ СМП рассматривать параллельно.
- Сергей Анатольевич Белозеров — доктор экономических наук, профессор, заведующий Кафедрой управления рисками и страхования СПбГУ;
- Ким Ёнсик — профессор Национального Университета Каннын-Вончжу, секретарь рабочей группы ДРРК «Экономика, торговля и ресурсы» с корейской стороны.
Об истории университета, методах и сроках обучения, основных и дополнительных учебных программах, онлайн-курсах и практиках на разработках нефти и газа в Арктике рассказал первый проректор по стратегическому развитию и науке САФУ Павел Марьяндышев.
Одним из основных преимуществ Северного морского пути является более быстрый провоз грузов. Вместе с тем есть и недостатки — это необходимость ледокольного сопровождения в большую часть времени года и увеличение вредных выбросов. Чон Сонёп из Корейского исследовательского Института кораблестроения и океанической инженерии (KRISO) предложил для защиты окружающей среды в Арктике вопросы использования чистого экологического топлива и сохранения всех транзитных преимуществ СМП рассматривать параллельно.
Для обеспечения импортозамещения редкоземельных металлов, незаменимых в стратегически важных отраслях промышленности России в условиях санкций, становятся актуальными вопросы межгосударственного сотрудничества, считает ведущий научный сотрудник Лаборатории азиатских экономических исследований, доцент СПбГУ Елена Соколовская. Вся добыча редкоземельных металлов в арктической зоне России приходится на лопаритовые руды Ловозерского месторождения (около 40%), и апатит-нефелиновые объекты Хибинской группы (около 60%) в Мурманской области. На сегодняшний день разведано Томторское месторождение арктической зоны Якутии, которое по разведанным запасам и концентрациям превышает большинство известных мировых аналогов.
Ключевым игроком рынка редкоземельных металлов является Китай, являющийся единственной страной в мире с полной цепочкой производства редкоземельных металлов — от добычи и переработки до поставки клиентам. Республика Корея имеет запасы редкоземельных металлов, но не обладает собственными производственными мощностями. Стремление высокотехнологичных экономик сократить зависимость от китайских редкоземельных элементов, и стремления самого Китая ограничить добычу на внутренних месторождениях, модифицируют предпосылки межгосударственного сотрудничества.
«Анализ технологической и регуляторной политики России и Республики Корея, экологических рисков в сфере добычи редкоземельных металлов позволил определить, что в современных условиях целесообразным представляется сосредоточить двустороннее сотрудничество на НИОКР в сфере оптимизации технологий переработки сырья и методах управления рисками при добыче и производстве редкоземельных металлов, прежде всего, при переработке и утилизации рудных отходов, пустой породы как ключевых источников экологического риска при добыче РЗЭ», — доцент СПбГУ Елена Соколовская.
Ключевым игроком рынка редкоземельных металлов является Китай, являющийся единственной страной в мире с полной цепочкой производства редкоземельных металлов — от добычи и переработки до поставки клиентам. Республика Корея имеет запасы редкоземельных металлов, но не обладает собственными производственными мощностями. Стремление высокотехнологичных экономик сократить зависимость от китайских редкоземельных элементов, и стремления самого Китая ограничить добычу на внутренних месторождениях, модифицируют предпосылки межгосударственного сотрудничества.
«Анализ технологической и регуляторной политики России и Республики Корея, экологических рисков в сфере добычи редкоземельных металлов позволил определить, что в современных условиях целесообразным представляется сосредоточить двустороннее сотрудничество на НИОКР в сфере оптимизации технологий переработки сырья и методах управления рисками при добыче и производстве редкоземельных металлов, прежде всего, при переработке и утилизации рудных отходов, пустой породы как ключевых источников экологического риска при добыче РЗЭ», — доцент СПбГУ Елена Соколовская.
Тему редкоземельных ископаемых продолжил Ким Чонхван — профессор Университета иностранных языков Хангук, уделивший большое внимание развитию и сотрудничеству в сфере редких металлов Российской Арктики на примере танталовых руд.
Завершила сессию презентация научного руководителя лаборатории Научного центра «Арктика» СПГУ Георгия Буслаева, в которой автор для сокращения выбросов углекислого газа с удаленных арктических нефтегазовых объектов предложил широкий спектр технологий производства водорода, при которых полученный продукт можно было преобразовать в твердые гидриды для доставки сухогрузом.
Завершила сессию презентация научного руководителя лаборатории Научного центра «Арктика» СПГУ Георгия Буслаева, в которой автор для сокращения выбросов углекислого газа с удаленных арктических нефтегазовых объектов предложил широкий спектр технологий производства водорода, при которых полученный продукт можно было преобразовать в твердые гидриды для доставки сухогрузом.
В панельной дискуссии приняли участие: Ким Хёнсу — профессор Технического колледжа Инха, Ли Донхи — аспирант Кафедры транспорта и хранения нефти и газа СПГУ, Пак Чивон — научный сотрудник Корейского агентства содействия торговле и инвестициям (KOTRA). В завершение мероприятия эксперты обменялись вопросами по интересующим темам и сошлись во мнениях, что наличие совместных научных исследований — это большой плюс, поскольку это возможность совершенствовать экспертные общения, которые объективно отражают глубинные изменения, происходящие в мировой экономике. Сегодня в условиях перегруженности Восточного полигона железных дорог, санкций недружественных стран значение СМП становится еще выше, поэтому в будущем между РФ и Республикой Корея появятся новые возможности по развитию кооперационных проектов в Арктике, выгодные обеим сторонам.