Новости

Российско-корейское сотрудничество в Арктике. Семинар специалистов рабочей группы «Экономика, торговля и ресурсы»

2023-11-03 18:00 Экономика, торговля и ресурсы Новости
Лед тронулся: эксперты обсудили развитие СМП и#nbsp;перемены в#nbsp;мировой логистике

В#nbsp;СПбГУ состоялся семинар специалистов рабочей группы «Экономика, торговля, ресурсы», на#nbsp;котором были рассмотрены вопросы развития судоходства, добычи редкоземельных металлов на#nbsp;арктическом шельфе, а#nbsp;также СМП, который в#nbsp;связи с#nbsp;таянием полярных льдов становится доступным не#nbsp;только ледоколам, но#nbsp;и#nbsp;обычным судам.

В#nbsp;церемонии приветствия приняли участие Хо#nbsp;Сынчхоль, директор корейского секретариата Форума ДРРК и#nbsp;руководитель рабочей группы с#nbsp;корейской стороны, профессор Университета Ёнсе Чхэ Ук.
Модератором 1-й сессии, посвященной вопросам развития Северного морского пути, судоходства, логистики выступил Чхэ Ук#nbsp;— руководитель рабочей группы «Экономика, торговля и#nbsp;ресурсы» с#nbsp;корейской стороны, профессор Университета Ёнсе.
Открыл сессию директор Арктического и#nbsp;антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров. Он#nbsp;рассказал о#nbsp;платформе «Северный полюс», ставшей ключевым звеном Арктической пространственно-распределенной обсерватории, объединяющей научно-исследовательский стационар «Ледовая база «Мыс Баранова», Российский научный центр на#nbsp;архипелаге Шпицберген и#nbsp;гидрометеорологическую обсерваторию Тикси. Благодаря работе платформы, более года дрейфующей в#nbsp;высоких широтах Северного Ледовитого океана, наши учёные получают непрерывные актуальные данные о#nbsp;природной среде Арктики, которые используются не#nbsp;только для научных исследований, но#nbsp;и#nbsp;для обеспечения безопасной и#nbsp;коммерчески оправданной навигации на#nbsp;трассе Северного морского пути. Завершая доклад, Александр Сергеевич пригласил корейских ученых выбрать время и#nbsp;принять участие в#nbsp;работе станции.
Доктор#nbsp;Ли Сону#nbsp;— руководитель Корейско-американского совместного исследовательского центра морской логистики Корейского морского института (KMI), считает, что процесс развития СМП, полностью находящийся в#nbsp;юрисдикции РФ, должен происходить на#nbsp;ряду с#nbsp;интеграцией с#nbsp;международными транспортными коридорами параллельно с#nbsp;процессами цифровизации. Для круглогодичной навигации контейнерных грузов необходимо также рассматривать проекты развития внутренних водных судоходных путей по#nbsp;рекам Обь, Енисей и#nbsp;Лена.
Далее, советник Центра управления проектами НОЦ «Север» Никита Доброславский и#nbsp;директор Отдела исследований северных и#nbsp;полярных регионов Корейского морского института (KMI) Ким Омчжи говорили о#nbsp;перспективах сотрудничества Российской Федерации и#nbsp;Республики Корея в#nbsp;Арктике.

Сессия завершилась панельной дискуссией, на#nbsp;которой также выступили#nbsp;Ли Санчжун#nbsp;— секретарь рабочей группы «Экономика, торговля и#nbsp;ресурсы», профессор Университета Кунмин и#nbsp;Ирина Стрельникова#nbsp;— доцент Факультета мировой экономики и#nbsp;мировой политики, эксперт Центра комплексных европейских и#nbsp;международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ.
Подводя итоги 1-ой сессии, своим видением обсуждаемых вопросов поделился экс-посол Республики Корея в#nbsp;России#nbsp;Ли Сокпэ: «Слушая выступления ученых с#nbsp;обеих сторон, я#nbsp;еще раз убедился, что ни#nbsp;Корея, ни#nbsp;Россия не#nbsp;смогут отказаться от#nbsp;двусторонних отношений. Начиная с#nbsp;вопроса освоения космоса до#nbsp;освоения Арктики наше сотрудничество многогранно, и#nbsp;мы#nbsp;верны друг другу. Вопросы освоения Арктики сталкиваются с#nbsp;такими проблемами, которые не#nbsp;в#nbsp;силах решить все человечество. Здесь требуются выдержка, терпение#nbsp;— это проекты на#nbsp;долгосрочную перспективу».
Модераторами 2-ой сессии, посвященной вопросам добычи земельных ископаемых и#nbsp;грузоперевозкам выступили:

  • Сергей Анатольевич Белозеров —#nbsp;доктор экономических наук, профессор, заведующий Кафедрой управления рисками и#nbsp;страхования СПбГУ;
  • Ким Ёнсик#nbsp;— профессор Национального Университета Каннын-Вончжу, секретарь рабочей группы ДРРК «Экономика, торговля и#nbsp;ресурсы» с#nbsp;корейской стороны.

Об#nbsp;истории университета, методах и#nbsp;сроках обучения, основных и#nbsp;дополнительных учебных программах, онлайн-курсах и#nbsp;практиках на#nbsp;разработках нефти и#nbsp;газа в#nbsp;Арктике рассказал первый проректор по#nbsp;стратегическому развитию и#nbsp;науке САФУ Павел Марьяндышев.

Одним из#nbsp;основных преимуществ Северного морского пути является более быстрый провоз грузов. Вместе с#nbsp;тем есть и#nbsp;недостатки#nbsp;— это необходимость ледокольного сопровождения в#nbsp;большую часть времени года и#nbsp;увеличение вредных выбросов. Чон Сонёп из#nbsp;Корейского исследовательского Института кораблестроения и#nbsp;океанической инженерии (KRISO) предложил для защиты окружающей среды в#nbsp;Арктике вопросы использования чистого экологического топлива и#nbsp;сохранения всех транзитных преимуществ СМП рассматривать параллельно.
Для обеспечения импортозамещения редкоземельных металлов, незаменимых в#nbsp;стратегически важных отраслях промышленности России в#nbsp;условиях санкций, становятся актуальными вопросы межгосударственного сотрудничества, считает ведущий научный сотрудник Лаборатории азиатских экономических исследований, доцент СПбГУ Елена Соколовская. Вся добыча редкоземельных металлов в#nbsp;арктической зоне России приходится на#nbsp;лопаритовые руды Ловозерского месторождения (около 40%), и#nbsp;апатит-нефелиновые объекты Хибинской группы (около 60%) в#nbsp;Мурманской области. На#nbsp;сегодняшний день разведано Томторское месторождение арктической зоны Якутии, которое по#nbsp;разведанным запасам и#nbsp;концентрациям превышает большинство известных мировых аналогов.

Ключевым игроком рынка редкоземельных металлов является Китай, являющийся единственной страной в#nbsp;мире с#nbsp;полной цепочкой производства редкоземельных металлов#nbsp;— от#nbsp;добычи и#nbsp;переработки до#nbsp;поставки клиентам. Республика Корея имеет запасы редкоземельных металлов, но#nbsp;не#nbsp;обладает собственными производственными мощностями. Стремление высокотехнологичных экономик сократить зависимость от#nbsp;китайских редкоземельных элементов, и#nbsp;стремления самого Китая ограничить добычу на#nbsp;внутренних месторождениях, модифицируют предпосылки межгосударственного сотрудничества.

«Анализ технологической и#nbsp;регуляторной политики России и#nbsp;Республики Корея, экологических рисков в#nbsp;сфере добычи редкоземельных металлов позволил определить, что в#nbsp;современных условиях целесообразным представляется сосредоточить двустороннее сотрудничество на#nbsp;НИОКР в#nbsp;сфере оптимизации технологий переработки сырья и#nbsp;методах управления рисками при добыче и#nbsp;производстве редкоземельных металлов, прежде всего, при переработке и#nbsp;утилизации рудных отходов, пустой породы как ключевых источников экологического риска при добыче РЗЭ»,#nbsp;— доцент СПбГУ Елена Соколовская.
Тему редкоземельных ископаемых продолжил Ким Чонхван#nbsp;— профессор Университета иностранных языков Хангук, уделивший большое внимание развитию и#nbsp;сотрудничеству в#nbsp;сфере редких металлов Российской Арктики на#nbsp;примере танталовых руд.

Завершила сессию презентация научного руководителя лаборатории Научного центра «Арктика» СПГУ Георгия Буслаева, в#nbsp;которой автор для сокращения выбросов углекислого газа с#nbsp;удаленных арктических нефтегазовых объектов предложил широкий спектр технологий производства водорода, при которых полученный продукт можно было преобразовать в#nbsp;твердые гидриды для доставки сухогрузом.
В#nbsp;панельной дискуссии приняли участие: Ким Хёнсу#nbsp;— профессор Технического колледжа Инха,#nbsp;Ли Донхи#nbsp;— аспирант Кафедры транспорта и#nbsp;хранения нефти и#nbsp;газа СПГУ, Пак Чивон#nbsp;— научный сотрудник Корейского агентства содействия торговле и#nbsp;инвестициям (KOTRA). В#nbsp;завершение мероприятия эксперты обменялись вопросами по#nbsp;интересующим темам и#nbsp;сошлись во#nbsp;мнениях, что наличие совместных научных исследований#nbsp;— это большой плюс, поскольку это возможность совершенствовать экспертные общения, которые объективно отражают глубинные изменения, происходящие в#nbsp;мировой экономике. Сегодня в#nbsp;условиях перегруженности Восточного полигона железных дорог, санкций недружественных стран значение СМП становится еще выше, поэтому в#nbsp;будущем между#nbsp;РФ и#nbsp;Республикой Корея появятся новые возможности по#nbsp;развитию кооперационных проектов в#nbsp;Арктике, выгодные обеим сторонам.