Новости

Лекция о новых реалиях на Корейском полуострове в рамках встречи Корейского Клуба ДРРК

2024-02-18 18:00 Корейский Клуб ДРРК
Экс-посол России в#nbsp;Республике Корея Глеб Ивашенцов о#nbsp;новых политических реалиях на#nbsp;полуострове

Лекция о#nbsp;новых политических реалиях на#nbsp;Корейском полуострове состоялась в#nbsp;рамках онлайн‑заседания Корейского клуба ДРРК, созданного по#nbsp;инициативе форума «Диалог Россия#nbsp;— Республика Корея» и#nbsp;Санкт‑Петербургского университета. Гостем заседания стал экс-посол России в#nbsp;Республике Корея, вице-президент Российского совета по#nbsp;международным делам Глеб Ивашенцов.

Одна из#nbsp;наиболее острых проблем международной безопасности на#nbsp;протяжении всех последних десятилетий#nbsp;— политическая напряженность на#nbsp;Корейском полуострове. Сегодня в#nbsp;эту напряженность добавились новые нюансы и#nbsp;акценты, сказал Глеб Александрович.

30#nbsp;декабря 2023 года, выступая на#nbsp;очередном пленуме#nbsp;Ц#nbsp;К#nbsp;Трудовой партии Кореи, ее#nbsp;руководитель Ким Чен Ын объявил, что КНДР отныне не#nbsp;станет добиваться объединения с#nbsp;Южной Кореей, а#nbsp;будет строить отношения с#nbsp;ней как с#nbsp;обычной другой страной, причем враждебной.

Это обозначает резкий поворот в#nbsp;политике Пхеньяна в#nbsp;отношении его южного соседа. В#nbsp;КНДР все годы ее#nbsp;существования разговоры об#nbsp;объединении были важной частью официальной идеологии в#nbsp;то#nbsp;время как Южная Корея и#nbsp;поддерживающий ее#nbsp;Запад, на#nbsp;словах выступая за#nbsp;примирение двух корейских государств, всячески этому противодействовали. Скажем, три межкорейских и#nbsp;два северокорейско-американских саммита, а#nbsp;также трехсторонняя встреча президента США Трампа и#nbsp;руководителей двух корейских государств Ким Чен Ына и#nbsp;Мун Чжэ Ина в#nbsp;2018—2019#nbsp;гг.#nbsp;г. вроде#nbsp;бы подтвердили, что и#nbsp;Вашингтон, и#nbsp;Сеул примирились с#nbsp;существованием КНДР и#nbsp;приняли политику мирного сосуществования с#nbsp;ней. Вместе с#nbsp;тем и#nbsp;речи не#nbsp;шло о#nbsp;главном#nbsp;— признании Республикой Корея и#nbsp;США статуса КНДР как суверенного государства, законности и#nbsp;конституционности ее#nbsp;руководства.

Отказ Ким Чен Ына от#nbsp;объединения с#nbsp;Южной Кореей можно объяснить причинами как внутри-, так и#nbsp;внешнеполитического характера. Если говорить о#nbsp;внутриполитическом положении в#nbsp;КНДР, то#nbsp;в#nbsp;последние годы в#nbsp;стране без особой шумихи стали проводиться реформы в#nbsp;сельском хозяйстве и#nbsp;промышленности. Северокорейское руководство, несомненно, заинтересовано в#nbsp;строительстве рыночной экономики по#nbsp;китайскому или вьетнамскому образцу#nbsp;— экономическая эффективность подобных моделей убедительно доказана на#nbsp;практике. Трудность, однако, в#nbsp;том, что у#nbsp;КНДР, в#nbsp;отличие от#nbsp;Китая и#nbsp;Вьетнама, под боком, за#nbsp;38-й параллелью, Южная Корея, государство, где говорят на#nbsp;том#nbsp;же языке и#nbsp;которое положено считать второй половиной своей страны, но#nbsp;с#nbsp;которым существует гигантский разрыв в#nbsp;уровне жизни. Начало реформ требует контактов с#nbsp;внешним миром, в#nbsp;том числе и#nbsp;с#nbsp;Южной Кореей, а#nbsp;знакомство широких масс северокорейцев с#nbsp;реалиями, в#nbsp;которых живут в#nbsp;этой стране их#nbsp;единокровные братья, неизбежно вызовет у#nbsp;населения множество крайне неудобных для пхеньянских властей вопросов. Поэтому, чтобы удержаться у#nbsp;власти, северокорейские реформаторы вынуждены осуществлять свои преобразования с#nbsp;куда большей осторожностью, чем их#nbsp;китайские и#nbsp;вьетнамские коллеги. Это предполагает прежде всего усиление с#nbsp;одной стороны авторитарного режима и#nbsp;ужесточение идеологического и#nbsp;полицейского контроля, а, с#nbsp;другой, ограничение общения рядовых северокорейцев с#nbsp;южанами, чтобы избежать невыгодного для КНДР сравнения в#nbsp;уровне жизни с#nbsp;Южной Кореей. Сейчас#nbsp;же, если такое сравнение и#nbsp;будет делаться, то#nbsp;в#nbsp;применении не#nbsp;к#nbsp;соплеменникам, а#nbsp;к#nbsp;гражданам другой страны, как, скажем, Японии или Китая, и#nbsp;таким образом острота отставания Севера от#nbsp;Юга Кореи будет в#nbsp;известной мере скрадываться.

При этом указания Ким Чен Ына армии и#nbsp;народу готовиться к#nbsp;возможному ядерному кризису на#nbsp;Корейском полуострове не#nbsp;стоит считать подготовкой к#nbsp;войне. Прямой военный конфликт Пхеньяну на#nbsp;данном этапе не#nbsp;нужен. Нужен#nbsp;же ему мощный внешнеполитический пиар в#nbsp;условиях общего обострения мировой обстановки. Для этого используются любые «горячие темы» нынешней международной жизни#nbsp;— от#nbsp;предстоящих президентских выборов в#nbsp;США до#nbsp;Специальной военной операции России на#nbsp;Украине.

Если говорить о#nbsp;США, то#nbsp;северокорейские военные приготовления изначально определялись причинами не#nbsp;только военного характера. Нагнетая сегодня напряженность на#nbsp;Корейском полуострове, Ким Чен Ын, вероятно, хотел#nbsp;бы, как и#nbsp;тридцать лет назад получить отступные от#nbsp;международного сообщества#nbsp;— снятие санкций и#nbsp;экономическую помощь. Об#nbsp;этом он#nbsp;надеялся договориться еще на#nbsp;саммитах 2018−2019 гг. с#nbsp;Трампом, но#nbsp;тогда тот ни#nbsp;на#nbsp;какие сделки не#nbsp;пошел. Сейчас в#nbsp;Пхеньяне, похоже, рассчитывают на#nbsp;возвращение Трампа в#nbsp;Белый дом, чтобы добиться еще одного раунда переговоров.

Какими могут быть последствия отказа Пхеньяна от#nbsp;воссоединения Кореи для расстановки сил на#nbsp;политической арене Северо-Восточной Азии? Воссоединение Кореи не#nbsp;рассматривалось первоочередным вопросом повестки дня никем из#nbsp;партнеров двух корейских государств. Россия исходила из#nbsp;того, что интересам регионального и#nbsp;всеобщего мира и#nbsp;безопасности отвечало#nbsp;бы становление Кореи как единого независимого нейтрального и#nbsp;безъядерного государства, но#nbsp;решение этой задачи рассматривалось, однако, в#nbsp;откровенно отдаленной долгосрочной перспективе подобно ближневосточному урегулированию.

Подход России к#nbsp;корейским делам не#nbsp;может быть оторван от#nbsp;ее#nbsp;отношений с#nbsp;каждым из#nbsp;двух корейских государств. Специальная военная операция на#nbsp;Украине привнесла в#nbsp;этот вопрос существенные новые моменты. Ответ Южной Кореи на#nbsp;СВО#nbsp;— в#nbsp;одном ключе с#nbsp;США, хотя Сеул пока и#nbsp;не#nbsp;поставлял напрямую оружия Киеву и#nbsp;не#nbsp;вводил санкций против конкретных российских деятелей.

В#nbsp;то#nbsp;же время КНДР#nbsp;— одна из#nbsp;немногих стран, которая однозначно поддержала Россию в#nbsp;ее#nbsp;действиях на#nbsp;Украине. Она признала Донецкую и#nbsp;Луганскую народные республики и#nbsp;их#nbsp;вхождение наряду с#nbsp;Херсонской и#nbsp;Запорожской областями в#nbsp;состав Российской Федерации. А#nbsp;это обязывает Москву в#nbsp;известной мере поддерживать Пхеньян в#nbsp;международных делах, скажем, в#nbsp;том, чтобы ослабить принятые против КНДР санкции и#nbsp;противодействовать принятию новых.

Что касается Соединенных Штатов, то#nbsp;их#nbsp;интересам отвечало#nbsp;бы не#nbsp;столько воссоединение Кореи, сколько статус-кво на#nbsp;Корейском полуострове, поддержание здесь обстановки напряженности, ибо это наиболее удобный способ сохранить, а#nbsp;в#nbsp;случае необходимости и#nbsp;усилить американское военно-политическое присутствие в#nbsp;Северо-Восточной Азии. Естественно, сейчас стоит ожидать нагнетания анти-северокорейских страстей в#nbsp;вашингтонской пропаганде и#nbsp;новых усилий по#nbsp;укреплению тройственного военного взаимодействия США с#nbsp;Южной Кореей и#nbsp;Японией, проведения всякого рода совместных маневров и#nbsp;т.#nbsp;п. Однако до#nbsp;прямых боевых столкновений с#nbsp;КНДР дело не#nbsp;дойдет. Возможность военной операции против КНДР всерьез обсуждалась в#nbsp;Вашингтоне еще в#nbsp;начале 1990-х годов, как только начались разговоры о#nbsp;ядерной программе Пхеньяна, однако тогда от#nbsp;этого плана отказались. Новый широкий военный конфликт на#nbsp;Корейском полуострове обернулся#nbsp;бы для США серьезными людскими и#nbsp;материальными потерями, и#nbsp;поставил#nbsp;бы под угрозу как позиции США в#nbsp;важном для них регионе, так и#nbsp;всю систему американских международных союзов.

Китай рассматривает расстановку сил в#nbsp;Северо-Восточной Азии прежде всего через призму своего противостояния с#nbsp;США. В#nbsp;этих условиях поддержание на#nbsp;плаву КНДР, находящейся в#nbsp;открытой конфронтации с#nbsp;Южной Кореей и#nbsp;США, имеет для Китая стратегическую ценность. Поэтому стоит предположить, что в#nbsp;Пекине нынешняя линия Ким Чен Ына будет встречена не#nbsp;только без каких-либо осложнений, но и#nbsp;с#nbsp;определенной поддержкой.

Японцев отказ Пхеньяна от#nbsp;воссоединения с#nbsp;Сеулом откровенно устраивает. Токио боится появления единой Кореи как мощного конкурента на#nbsp;региональной и#nbsp;мировой арене#nbsp;— подобно тому, как в#nbsp;конце 1980-х г.#nbsp;г. Англия и#nbsp;Франция старались отсрочить становление единой Германии.

Заявив о#nbsp;намерении рассматривать Южную Корею как отдельное независимое государство, Пхеньян при этом не#nbsp;планирует открыть посольство в#nbsp;Сеуле и#nbsp;возобновить туризм между двумя Кореями. Вместе с#nbsp;тем любая война завершается миром, и#nbsp;рано или поздно отношения между КНДР и#nbsp;Республикой Корея призваны войти в#nbsp;принятые в#nbsp;международной практике дипломатические рамки.

Возможно, через какое-то время и#nbsp;США, и#nbsp;соседи КНДР, и#nbsp;мир в#nbsp;целом, примирятся с#nbsp;ядерным Пхеньяном подобно тому, как мир примирился шестьдесят лет назад с#nbsp;ядерным Китаем, а#nbsp;затем с#nbsp;ядерным Нью-Дели и#nbsp;ядерным Исламабадом, и#nbsp;на#nbsp;Корейский полуостров придет новая, пусть и#nbsp;иллюзорная, стабильность, как она, например, пришла на#nbsp;полуостров Индостан.